Анализу прав человека на свободу совести и построению государственно-конфессиональных отношений посвящены работы и публикации многих ученых, исследующих соотношение религии, политики и права. Распространение в России новых религиозных течений экстремистского и деструктивного характера также нашло свое отражение в современных научных исследованиях. Особенности религиозного экстремизма и его развитие, в последние десятилетия этот термин употребляется все шире, под ним понимается агрессия, исходящая от религии. Однако этот термин противоречив: религия (традиционная) по своей сути не может нести агрессию, а если несет, то это уже не религия. Следовательно, к религии примешивается некое иное содержание, с которым и связана агрессия. Но нельзя отрицать, что экстремизм активно эксплуатирует отдельные доктринальные положения религии, – отсюда и складывается впечатление, что экстремизмтакого рода является религиозным. В любом случае в его состав входят социально-политические и экономические составляющие.
Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему политических, идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют повиновения и исполнения самых абсурдных приказов и инструкций. Для экстремистов характерно стремление к охлократии, господству «толпы»; они отвергают демократические методы разрешения возникающих конфликтов. Экстремизм неотделим от тоталитаризма, культа вождей – носителей высшей мудрости, чьи идеи должны восприниматься массами исключительно на веру.
Основными характеристиками экстремизма являются: нетерпимость к сторонникам иных взглядов (политических, экономических, конфессиональных и др.); попытки идеологически обосновать применения насилия по отношению как к противникам, так и к тем, кто не разделяет убеждения экстремистов. Так же ставят под сомнение известные толкования религиозных учений, отрицают многие основные положения этих учений; доминируют эмоциональные способы воздействия в процессе пропаганды экстремистских идей; создают харизматичный образ лидера движений, стремление представить это лицо безгрешным , а все их распоряжения не подлежащими обсуждению.
Лидеры и идеологи экстремистских организаций, в особенности мусульманского направления, работу среди молодежи Российской Федерации считают одним из главных направлений своей деятельности, основными целями которой являются – насаждение деструктивной идеологии и создание разветвлённой инфраструктуры для последующего ведения подрывной деятельности на территории России. При этом используются различные методы. Например, привлечение их эмиссарами студентов для работы в российских отделениях зарубежных исламских фондов, где осуществляется соответствующая идеологическая обработка, и наиболее перспективные, с точки зрения исламистов, лица из числа российской молодежи направляются на учебу в зарубежные исламские центры (Йемен, Пакистан, Королевство Саудовская Аравия и др.), где в течение длительного периода им внушается идеология «ваххабизма». Также активно используются возможности так называемых мини-мечетей (молельных комнат), создаваемых в местах массового сосредоточения последователей мусульманской религии с целью насаждения идеологии «истинного» ислама и распространения активистами экстремистских организаций и группировок соответствующей литературы.
Антироссийские политические силы в мусульманском мире и на Западе используют исламский фактор для внедрения в России экстремистской религиозной идеологии в ущерб национальным интересам нашей страны. Действия исламских экстремистов возбуждают сепаратистские настроения в мусульманских районах РФ, ведут к отчуждению от российского общества его мусульманского компонента.
Наиболее опасной и распространенной организацией экстремистского и террористического толка является Международная террористическая организация «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»).
Так, «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» была основана шейхом Такиитдином Набхоний (Таки ад-дин Набхани аль Филастыни) в 1953 году в г. Байтул-Макдис (Сирия), по другим данным в г. Иерусалим, Израиль) на базе палестинского отделения организации «Братья мусульмане», (которая в свою очередь, появилась в Египте в 1929 г). В Сирии создана первая ее ячейка, ставящая перед собой цель воссоздания всемирного исламского государства «Халифат» (халифат – мусульманское государство ХII века, образованное в период становления феодального общества в Западной Аравии). «Халифат» предусматривает сосредоточение светской и духовной власти над мусульманской общиной, над обществом в руках теократического правителя – Халифы. В состав «Халифата» должны входить в статусе регионов (вилаятов) все страны мира, большинство населения которых исповедуют Ислам.
Анализ информаци свидетельствует о том, что «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» активно действует и на территории стран СНГ. Ее деятельность получила широкое распространение и в Российской Федерации, в частности в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и в южных областях Уральского и Сибирского Федеральных округах, как правило, в местах массового проживании выходцев из Средней Азии.
Основы и принципы идеологии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»:
Идеология «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» предусматривает внедрение своей системы управления в государстве «Халифат» и в ее Вилаятах (регионах). Она базируется на принципах:
- верховная власть восходит только к Аллаху и таким образом, только к Шариату (система Исламской Теократии);
- власть принадлежит Умме мусульман общине (ложный, но привлекательный элемент псевдодемократии);
- назначение одного Халифа является обязанностью (принцип абсолютной власти);
- Халиф обладает исключительной властью принимать Божественные Законы (безграничная диктатура).
Суть стратегии заключается в достижении такого баланса политических сил в стране, когда сторонники организации в каждой из «обрабатываемых» стран составят большинство населения и путем легального или нелегального государственного переворота (террора) будет осуществляется изменение конституционного строя и провозглашен Вилаят исламского государства «Халифат». По мере увеличения числа Вилаятов, они будут объединяться в единое государство «Халифат» вплоть до полного объединения всех мусульман под единым флагом. Такой баланс политических сил достигается путем массового распространения идей организации и вовлечения верующих в свои ряды.В течение последних пятидесяти лет организация «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» осуществляет последовательную, целенаправленную политику массовой вербовки в свои ряды верующего населения путем распространения своих политических идей почти во всех мусульманских странах мира.
Противодействие идеологии экстремизма осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению; выявление и пресечение экстремизма; международное сотрудничество в области противодействия экстремизму.
Мощным средством противодействия распространению идеологии экстремизма может стать активная пропаганда духовно-нравственных ценностей и традиций наших народов: их патриотизма, веротерпимости, присущего им обостренного чувства ответственности за судьбу будущих поколений, векового опыта преодоления жизненных трудностей совместными усилиями. ДРУГИМИ СЛОВАМИ – ОБЪЕДИНЕНИЕ НАРОДОВ России ВОКРУГ НАЦИОНАЛЬНОЙ (ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ) ИДЕИИ.
Требуется комплексный подход к осуществлению противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму, который включал бы в себя меры регулирующего, запретительного и профилактического характера. Как показывает анализ международного и национального опыта по противодействию религиозно-политическому экстремизму и терроризму, наиболее эффективными в этой области мерами являются совершенствование правовой базы, укрепление и совершенствование деятельности спецслужб, усиление борьбы с финансированием религиозно-политического экстремизма и терроризма, а также активизация разъяснительной и пропагандистско-идеологической работы.
К наиболее эффективным путям преодоления идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма относятся:
- органы государственной власти РФ должны расширить взаимодействие государственных органов и религиозных объединений по всем направлениям сотрудничества, в первую очередь в активизации борьбы с проявлениями религиозно-политического экстремизма и терроризма, борьбе с преступностью, в духовно-нравственном оздоровлении общества;
- муниципальные органы власти должны уделять особое внимание воспитанию населения в духе национальной и религиозной терпимости, непринятия идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма;
- главный упор в стратегии противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму следует делать на улучшении социально-экономической ситуации в регионе, так как это способствует урегулированию социально-политических конфликтов и существенно сужает социальную базу религиозно-политических экстремистов и террористов;
- одновременно следует принимать решительные меры по перекрытию каналов финансирования экстремистов и террористов из-за рубежа и из местных источников;
- в плане блокирования терроризма, как уголовного проявления, следует совершенствовать правовую базу, укреплять и совершенствовать деятельность специальных служб, а также активизировать идеологическую работу;
- укрепить международные аспекты этноконфессиональной политики РФ, предпринять энергичные меры, препятствующие распространению различных экстремистских течений ислама, питающих сепаратизм, терроризм;
- в связи с тем, что усилия, предпринимаемые государственными и общественными институтами по борьбе религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом, не оказались адекватными остроте проблемы и бесчеловечные теракты продолжаются, требуется комплексный подход к осуществлению противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму, при котором предусматривались бы меры не только регулирующего и запретительного, но и профилактического характера.
Противодействие религиозному экстремизму, терроризму и сепаратизму становится насущной проблемой сегодняшнего дня и требует от органов государственной власти всех уровней, а также объединения усилий всего мирового сообщества в принятии решительных, эффективных мер и согласованных действий, направленных на предупреждение и пресечение проявлений любых форм.
Для решения проблемы профилактики и борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом, обеспечения процесса оздоровления социально-политической обстановки необходимо использовать адекватные средства психологического и идеологического воздействия на носителей подобных идей. В средствах массовой информации, мечетях и церквях, школах и высших учебных заведениях необходимо вскрывать антигуманистическую природу религиозного фанатизма и экстремизма, вести разъяснительную работу среди верующих.
Таким образом, на основе изученного материала можно сделать вывод, что с религиозным экстремизмом должны бороться и общество, и государство. Государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов. Общество (в лице общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан) должно противодействовать религиозно-политическому экстремизму, противопоставлять экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи политической и религиозной толерантности, гражданского общества и межнационального согласия.
Для преодоления религиозного экстремизма могут применяться самые различные формы борьбы: и политические, и социологические, и психологические, и силовые, и информационные и другие. Разумеется, в современных условиях на первый план выходят силовые и политические формы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций религиозно-политического экстремизма, но и их идейные вдохновители.
Способность конфессиональных организаций и духовных наставников внести ощутимый вклад в дело преодоления религиозно-политического экстремизма и терроризма осознается религиозными лидерами России. Иногда делаются заявления о том, что никакие другие социальные субъекты не могут сделать так много для предотвращения экстремизма, как это могут сделать руководители религиозных организаций.
Общественные объединения и религиозные организации могут сделать очень многое для профилактики религиозного экстремизма, формируя у членов общества терпимость и уважительное отношение к людям иной культуры, к их взглядам, традициям, верованиям, а также принимая участие в сглаживании национальных противоречий.
Важное значение для преодоления религиозного экстремизма имеет мониторинг его проявлений, а также противодействие использованию средств массовой информации для пропаганды его идей. К сожалению, публичные выступления экстремистского толка, в которых содержатся призывы к свержению конституционного строя в целях возбуждения вражды и ненависти на почве религии.
Неустроенность миллионов людей, вынужденных отказываться от привычного образа жизни, массовая безработица, достигающая во многих регионах более половины трудоспособного населения, озлобленность, вызванная неудовлетворенностью базовых потребностей (безопасность, идентичность, признание и др.), являющиеся последствиями острейшего системного кризиса, переживаемого Россией и многими другими бывшими республиками СССР, судя по всему, еще долго будут источником религиозно-политического экстремизма.