Важным аспектом организационной деятельности прокуратуры Ленинского района города Севастополя является обеспечение надлежащего взаимодействия с органами местного самоуправления Ленинского муниципального округа.
Правовую основу взаимоотношений прокуратуры района и органов муниципального уровней составляют Конституция Российской Федерации, закон «О прокуратуре Российской Федерации», федеральные и региональные законы.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации органы власти субъектов РФ вместе с органами федеральной власти обеспечивают на своей территории защиту прав и свобод человека и гражданина, законность, правопорядок, общественную безопасность. Соответственно и органы местного самоуправления, самостоятельно решая вопросы местного значения в пределах своей компетенции, также обеспечивают на своих территориях соблюдение прав и свобод граждан, развитие культуры и досуга, принимают участие профилактике преступлений и правонарушений.
Названный перечень вопросов свидетельствует об общности задач, которые должны решать совместными согласованными действиями органы прокуратуры и органы представительной и исполнительной власти местного самоуправления. Их взаимодействие строится с учетом свойственных представительным и исполнительным органам власти, органам местного самоуправления формам деятельности: проведение заседаний, сессий, комиссий.
Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурорам предоставлена возможность влиять на правотворческую деятельность органов местного самоуправления посредством участия в заседаниях представительных органах местного самоуправления, информирование их о состоянии законности в муниципальном образовании и т.д.
Статьей 9 вышеуказанного Федерального закона определено, что прокурор, при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов, вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом нормотворческой инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене и о принятии нормативных правовых актов.
Правовое положение прокурора, определенное федеральным законом, позволяет ему вступить в правотворческий процесс на любой стадии. Участие прокуратуры в этом процессе достаточно многогранно и осуществляется в различных формах.
Данное направление деятельности регламентировано приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления», и от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью
нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».
В прокуратуру Ленинского района города Севастополя в 2019 году поступило 49 проектов нормативных правовых акта, по результатам изучения которых на 4 проекта подготовлены отрицательные заключения, которые учтены при принятии нормативных правовых актов.
В 2019 году принято 45 нормативных правовых актов, из них представительными органами Ленинского муниципального округа принято 35 решений, исполнительными – 10 постановлений. По результатам проверки данных решений на соответствие федеральному законодательству Российской Федерации, прокуратурой района незаконных или противоречащих действующему законодательству нормативных правовых актов не выявлено.
Прокуратурой района проведён мониторинг полноты регулирования правоотношений, в ходе которого установлено, что сфера противодействия коррупции в органе местного самоуправления надлежащим образом не урегулирована, в связи с чем, прокуратурой района разработаны и направлены в адрес органа местного самоуправления два нормативных правовых акта, которые приняты на заседании сессии.
Также прокуратурой района на постоянной основе ведётся мониторинг изменений требований федерального и регионального законодательства, на основании которого применяются меры, направленные на приведение действующих муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с вступившими в силу изменениями.
Так, в связи с изменениями федерального законодательства в 2019 году в сфере местного самоуправления, прокуратурой района в адрес Совета Ленинского муниципального округа направлено 2 информационных письма о необходимости внесения изменений в муниципальные нормативные правовые акты, принесены 5 протестов на противоречащие закону нормативные правовые акты.
Направленные в 2019 году предложения включены в План нормотворческой деятельности Совета Ленинского муниципального округа.
Таким образом, основная задача прокуратуры района в рассматриваемой сфере деятельности, как одна из гарантий прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и государства в целом, это предупреждение издания незаконных нормативных правовых актов, а также своевременное выявление уже принятых нормативных актов, которые вступили в противоречие с действующими федеральными законами.
31.01.2020
Прокурор Ленинского района
города Севастополя
старший советник юстиции Б.В. Меерович